Команда проекта «ВТБ Арена парк» работает там, где происходили многие исторические события, творили известные люди, создавались бесценные сокровища мировой культуры, и потому трепетно относится ко всему, что связано с историей места, биографией страны, которая как в капле воды отражается в великом наследии «Динамо». Именно поэтому, когда в архиве проекта обнаружили уникальный исторический документ – плакат с названием: «Тир московского пролетарского спортивного общества Динамо» – было принято решение обязательно отреставрировать и сохранить его.
Как установили эксперты, бумажное полотно размером 85 на 154 см, выполненное в технике гуаши и покрытое гуммиарабиком, датируется началом 1920-х годов, временем создания общества «Динамо».
В ходе реставрационных работ были удалены поверхностные загрязнения, произведена химическая обработка, а затем промывка от реагентов на вакуумном столе дистиллированной водой со спиртом поврежденных участков поверхности, с оборотной и лицевой сторон убраны остатки монтировочного клея, укреплена основа полотна. После просушивания плакат подвергся тонированию, а затем был смонтирован в раму.
Кстати, при размонтировании – а плакат поступил в мастерскую в раме со стеклом и фанерным задником – реставраторов ждало еще одно открытие. Между полотном и задником они обнаружили уложенную пачкой и сложенную пополам 21 бумажную использованную мишень с отверстиями от пуль. Как показала графическая экспертиза, на мишенях стояла подпись одного из основателей общества «Динамо» легендарного Павла Уральца, сын которого Виктор посещал строящийся стадион в Петровском парке пару лет назад.
Это не первый случай взаимопроникновения спорта, истории и культуры на проекте «ВТБ Арена парк». В конце 2016 года в недрах реконструируемого стадиона оборудована мастерская, в которой ведутся реставрационные работы над барельефами выдающегося скульптора Сергея Меркурова, почти 80 лет украшавшими портики Северной и Южной трибун. А к концу 2018 года перед входом в спортивный парк «Динамо» установят бронзовую скульптуру «Футболисты» не менее знаменитого автора Иосифа Чайкова. Памятник сконструируют при помощи лазерного 3D-сканирования оригинала — одноименной скульптуры 1939 года, которая хранится в Государственной Третьяковской галерее. Высота памятника вместе с постаментом составит почти 3 метра. В работе применяются самые современные технологии, в том числе лазерное 3D-сканирование, инженерно-конструкторские и инженерно-технологические исследования. Лазерное сканирование памятника началось прошлым летом. Это уникальный реставрационный проект для Третьяковки: музей впервые воссоздаст бронзовую скульптуру таким способом.